Вероисповедание даяков Индонезии также далеко от ясности. Есть среди них немало принявших христианскую веру, есть мусульмане, буддисты и приверженцы других религий.
Но все даяки свято относятся к духам и, особенно, к богу-дракону Асо. Не зря ведь «даяк» в переводе с малайского – язычник, анимимст. Во многих поселениях живут шаманы и травники.
Они также как и все работают в поле, принимают участие в повседневной общественной жизни. А по совместительству собирают магические предметы, которые применяют во благо поселения.
К шаману идут за советом и помощью при болезнях и при неполадках в делах семейных. Жизнь даяков упорядочена системой разнообразных табу.
Раньше со временем у даяков было все в порядке – посевные сменялись сбором урожая, периодически происходили набеги воинов соседних племен или сами совершали набеги, разжигали восстание против очередного султана. Пока не пришли на остров европейцы...
Особый след в истории даяков и острова оставил Джеймс Брук и его наследники. Снарядив корабль, Брук отправился на остров Борнео. Большие дела творятся в смутные времена.
К моменту прибытия Брука на остров в 1838 году там как раз такие времена и настали: даяки подняли восстание против султана. Брук предложил свои услуги правителю, и у него получилось урегулировать ситуацию.
В результате в 1841 англичанину был пожалован титул раджи Саравака. Так началась эра правления «белых раджей» в провинции Саравак. Приемником Джеймса стал его племянник, Чарльз Джонсон Брук. Это не первый раз, когда султаны, владеющие Борнео, расплачиваются за военную помощь землями.
Так, в 1658 или 1703 годах северная часть острова была передана филиппинскому султану Сулу, после оказанной помощи султану Брунея. В 1857 году часть острова на севере, принадлежащая султанату Сулу была сдана в аренду британской компании.